Под эту музыку можно представить себе самое экзотическое – пляски туземцев где-нибудь в африканской саванне, узор тропического леса , гул земли от топота стада слонов , да что там — стихию воды и огня , а кому-то вполне может привидеться потерянный рай ! Вы растворяетесь в ритме и забываете, какое тысячелетие на дворе. Словом , попробуйте сами, потом расскажете.
ВРЕМЯ СЛУШАТЬ НАТУРАЛЬНОЕ.
(Елена Рубинова для журнала «Проект 2002»)
Какие инструменты и звуки люди возьмут с собой в третье тысячелетие? Рояль или бас-гитару, синтезатор или виолончель? Что уцелеет в потоке времени и останется нашим потомкам — звуки симфонического оркестра или тяжелый рок ? А может быть рэп и хип-хоп ?
Музыка будущего несомненно придет к нам из прошлого, вобрав все лучшее, что создано за столетия, причем это будет естественный синтез различных жанров и стилей. Она впитает опыт традиционных этнических культур и классической музыки, роковой и джазовой культуры 20 века, по-новому зазвучат первозданные ритмы самой жизни на бонгах и барабанах. Фолк-музыка разных народов станет не просто достоянием общечеловеческой культуры, а будет источником самых неожиданных музыкальных форм. Новая музыка планеты, полная жизни и творческой фантазии, будет обращена к светлым началам в каждом человеке, станет универсальным языком, понятным всем жителям Земли.
Настоящие музыканты услышали музыку будущего уже сегодня. С конца 80-х годов новый стиль, именуемый английским термином World Music , активно разрабытывается ведущими исполнителями и композиторами нашего времени: среди них Питер Гэбриэл, Поль Уинтер, Лени Макдауэлл, Пол Хорн, Джозеф Завинул, Жан-Люк Понти и многие другие. В середине 80-ых они начали использовать отдельные элементы африканской, индийской и других древних этнических традиций в сочетании с современными аранжировками, ввели различные национальные инструменты. Постепенно от обычной эклектики в музыке, они перешли к поликультурному синтезу: часто приглашенные из разных стран исполнители, играя каждый в своем стиле и манере, вместе создают совершенно новое музыкальное пространство. Диалог музыкальных стилей и традиций не прекращался, но особенно активно он звучит сегодня.
Новая музыка человечества — а именно так можно трактовать название World Music, зазвучала и в России. Известные джазовые музыканты Вячеслав Горский, Сергей Манукян, Анатолий Герасимов и Александр Бочагов объединились в новом музыкальном проекте, получившем название “World Music Jazz Band”. Каждый из участников проекта пришел к концепции World Music своим путем, имея большой исполнительский и композиторский опыт в самых разных стилях и направлениях. Каждый принес в музыку не только свое исполнительское мастерство и талант, но и свое мировоззрение, философские взгляды на пути развития мировой музыки и нашей цивилизации.
Проект уникален: он открывает слушателям неведомые культурные пласты разных времен и народов и дает нам шанс услышать гармонии будущего.
Анатолий Герасимов: Нью-Йорк, Париж + ритуальные танцы
Моя встреча с этнической музыкой в реальной жизни произошла, когда я уехал в
Нью-Йорк, и именно там я стал играть с бразильцами их народную музыку, а у них ее пятнадцать или двадцать видов. Мне нравилась и восточная музыка — китайская, японская, арабская и потом, три года живя в Париже, я решил на какое-то время бросить джаз, стал играть только с африканцами, даже выпустил там диск с певцом из Анголы. То есть к этнической музыке у меня давняя привязанность, но в Москве было довольно непросто собрать музыкантов, готовых играть такую музыку, и я очень рад, что мы объединились.
Собственно идея проекта принадлежит моему другу Алеше Паперному. Он тоже очень любит такую музыку, недаром она часто звучит в клубе “ Китайский летчик ”. Когда открылся клуб, Алеша предложил мне сделать программу, которая бы давала слушателям возможность сделать экскурс в разные культуры: летчик же летает в разные страны и мы вместе с ним. Вот так родилась наша концертная программа под названием “ Ритуальные танцы Герасимова + ”. Тут пригодились все наши коллекции экзотических инструментов. У меня, к примеру, собраны самые разные флейты — из Индонезии , из Китая , из Перу , из Японии, так что путешествие получается самым настоящим.
Кажется, сбывается моя давняя мечта — смешать все музыки и сделать такой хороший суп, чтобы, слушая ее, люди чувствовали и что-то свое, родное и в то же время она их глубоко задевала, создавала особое настроение.
Сергей Манукян J: Песни Земли и Неба
Поэта далеко заводит речь, полагала М. Цветаева, имея в виду метафизические пространства, где пребывала ее поэзия. Если закрыть глаза и послушать голос Сергея Манукяна в композиции ” Транс-Африка”, то певец заведет вас туда, где мир обретает другое измерение – красоты, радости , чистоты, где отступает пространство и время, и с трудом можно понять на каком пра-языке человечества исполняется композиция. Во время концерта один мой знакомый из Южной Африки, с уверенностью сказал, что точно узнал наречие западного Сенегала, и никак не мог поверить, что в Африке Сергей никогда не был. И вообще, в понимании Сергея Манукяна постигать другие культуры можно совсем не за счет покорения бескрайней географии.
“ Идея World Music хорошая, но для меня она вовсе не означает возможность просто играть музыку разных стран, потому что, как сказано в Библии, “кто везде, тот нигде”. А
означает возможность благодаря Богу , озарению , приходящему свыше, понять , что корни у человечества одни. То есть мы играем не этническую музыку разных народов, а как бы проживаем в музыке общую для всего человечества судьбу на Земле , хотя здесь и сегодня мы не прожили жизнь латиноамериканцев, или индусов, или африканцев, или евреев, или армян, а просто вся информация у нас где-то глубоко заложена и передавалась нашими предками в течение тысячелетий. ** Для меня World Music —это прежде всего общая музыка человечества от истоков, ввысь к Богу.
Собственно говоря, в том, что мы сейчас делаем, ничего принципиально нового нет: мы, как и многие другие музыканты, пытаемся понять музыку разных народов, других этносов. Я к этому обращался давно. Поскольку я вырос на Кавказе, то играя современную музыку мы так или иначе играли музыку народов, которые населяли Кавказ — осетин, кабардинцев, чеченцев, ингушей, грузин, армян, азербайджанцев. Эту музыку мы впитали с детства и что бы мы ни играли даже на подсознательном уровне самые разные ритмы и мотивы вплетались в музыкальную ткань, и в этом смысле такой поликультурный прошлый опыт мне очень помог. Первые мои опыты в области этнической музыки происходили еще10 лет назад . В 1989 году я записал сюиту с пианистом Кузнецовым , которая родилась под впечатлением разрушительного землетрясения в Спитаке, в Армении. И после этого я много раз возвращался к этому , но мне кажется, что в молодости музыкант еще не может уложить все эти этнические культурные слои с нужным изяществом и мастерством: это нужно делать очень аккуратно, иначе если просто смешать разный фольклор, получится безвкусная эклектика.
К этносу обращаются очень многие : и рок музыканты, и джазовые группы, потому что в любом жанре любая музыка, претендующая на собирательный образ духа, вся соткана из народной музыки. Взять хотя бы произведения немецкой классики созданные Бахом, Генделем – в основе лежат мелодии народных танцев и песен. И в нашем веке к народной музыке обращались такие корифеи джаза как Колтрейн, Майлс Дэвис, Гиллеспи. Даже Дюк Эллингтон, по воспоминаниям современников, утверждал , что он играет не джазовую , а ” новую африканскую классическую музыку”, он так и говорил new African classical music, имея в виду ее глубокие народные корни.
Сегодня представить себе музыку без таких глубоких корней невозможно, она голая. Яркий пример тому — незатейливая эстрада, однотипная во всех странах. Она ничего не несет.
Взаимопроникновение культур существует, но поскольку сегодня информация — это дело денежное , то основной информационный поток идет с Запада. Именно этим объясняется экспансия и даже засилие англоязычной музыки во всем мире — не всегда самого хорошего качества, но профессионально сделанной, ” упакованной ”. А этнической музыкой в этой ситуации, особенно в нашей стране, серьезно занимаются лишь энтузиасты и подвижники, которые не ориентируясь на мейнстрим, путешествуют по миру, слушают и собирают и перерабатывают по крупицам драгоценный фольклорный материал, а в странах, где есть хорошо развитый и свободный рынок, все равно находится ниша и для этой музыки.
Вячеслав Горский : “ Нас всех ожидает эпоха до- мажор “
“ Даже, если говорить о России, наш проект — далеко не первая попытка синтеза этнической и фолк музыки в рок и поп — культуру. Но прежде таким синтезом джаза, рока и фольклора у нас занимались в основном коллективы из бывших республик такие как ” Гюнеш” , или же группа ” Тригон” из Молдавии, играющая стилизованную национальную музыку на скрипке, барабанах , гитаре и утюге!! Однако все это был все-таки монокультурный синтез.” Конечно, такому музыканту как Вячеслав Горский виднее, кто и когда внес свою лепту в сложный рисунок современной музыки. Поскольку именно через его композиторскую и концертную деятельность и с легендарной группой “Арсенал ”, и с собственным джазовым трио слушатели могли прикоснуться к лучшему в таких направлениях как джаз-роке, фьюжн, фанк, джазовый авангард. По словам композитора, для него участие в проекте World Music Jazz Band – это еще одна возможность освоения других этнических культур, возможность прикосновения к истокам музыки, шанс подпитаться мощной глубинной космической энергетикой.
“ К примеру, африканские ритмы мы чувствуем нутром, а если использовать индийскую терминологию — второй чакрой, отвечающей за эмоционально-сексуальную сферу. И именно поэтому такая музыка обладает колоссальным драйвом, действующим и на музыкантов и на слушателей.
“ В целом музыка сейчас выходит на более позитивную упрощенную гармонию. Этапы усложнения уже были и остались в области эксперимента. Чем гармония сложнее, тем меньше аудитория композитора или исполнителя. А вот светлая, гармоническая музыка — примером такой музыки может быть кельтская, шотландская — необходима человеку как воздух . Это -однозначный позитив , действующий умиротворяюще даже на уровне физиологии. В этом смысле человечество нуждается в до-мажорной гармонии, прежде всего”.
Александр Бочагов — Магия древних ритмов.
“ Так случилось, “- говорит Александр Бочагов, “ что я недолго оставался в рок-культуре”. А в 1987 году, оставив МИЭМ, пришел учиться в джазовый колледж “Москворечье “ на отделение ударных инструментов и с головой ушел в изучение этнических культур. Первой была Индия с ее самобытной культурой, философией, йогой и занятиями в индийском культурном центре при посольстве Индии на древнейшем ударном инструменте — табла. Потом появились конги, бонги и соответственно афро-кубинские ритмы и музыканты. С тех пор Александр переиграл на всех мыслимых и немыслимых ударных инструментах разных народов мира — африканских, латиноамериканских, индийских, арабских. В его музыкальном арсенале конга, табла, агого, джэмбэ, дарбука, бубен, карильон, тамбурин и еще множество инструментов, названия которых не менее причудливы, чем их звучание.
Александр убежден, что “ древние традиционные инструменты обладают определенным зарядом контактной магии , потому что соприкасаясь с этими инструментами человек, серьезно относящийся к музыке сразу же параллельно подключается к колоссально богатому многовековому культурному архиву, к которому тот или иной инструмент относится. Изучение различных этнических культур и особенно опыт живого творческого общения с их коренными представителями оказал огромное воздействие не только на меня как на музыканта, но и на мой духовный мир и все мировоззрение в целом”.
“ Опыт древних народов свидетельствует о том, что именно культура и особенно музыкальная позволяла им мобилизовывать свои духовные силы в самые трудные периоды истории. Именно в этом я вижу ценность и значимость этой музыки для будущего. Мир современного человека настолько перенасыщен сумасшедшими темпами, ломаными ритмами, что ему необходим процесс гармонизации. Без этого человечество будет только деградировать. А настоящее Искусство это та же жизнь, трансформированная до уровня осознанной гармонии. Существование традиционной этнической музыки и ее сегодняшняя актуальность оправдано ее общечеловеческой культурной значимостью, богатством, ценностью и жизнеутверждающим устойчивым позитивизмом ».
Так что для Александра проект “World Music Jazz Band” — это еще одна ступень его неустанной деятельности по развитию World Music в России. И нет сомнений, что его виртуозное мастерство и артистизм привлечет к новому прогрессивному музыкальному направлению еще больше слушателей и сподвижников.
ВЫНОСЫ: “Настоящее Искусство – это та же жизнь, трансформированная до уровня осознанной гармонии”.
“ Существование традиционной этнической музыки и ее сегодняшняя актуальность оправдано ее общечеловеческой культурной значимостью, ценностью, богатством и жизнеутверждающим устойчивым позитивизмом”.